Конспект сюжетно-игрового занятия
по хатха-йоге
«Путешествие на солнечный остров»
в группе общеразвивающей направленности
для детей 6-7лет
Цель: Развитие физических качеств у детей 6-7 лет через гимнастику “Хатха-Йога”, научить детей заботиться о своём здоровье, формировать потребность в ЗОЖ.
Задачи:
Образовательные:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, самомассажа, йоги, воздушного закаливания;
- формирование правильной осанки, гигиенических навыков.
Развивающие:
·формирование физических двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
·расширение кругозора, уточнение представлений о своём теле, уважительное отношение к физической культуре, создание положительной основы для формирования привычки к здоровому образу жизни.
Воспитывающие:
·воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх.
Демонстрационный материал: баннер с изображением острова.
Раздаточный материал: коврики для занятий йогой, ребристая дорожка, дорожка следов, мяч, кубики.
Место проведения: музыкальный зал.
Ход НОД
1. Организационный момент
1.Настройка на занятие. «Круг добра».
- Сядем красиво, ладошки на коленках, спина прямая. Как обычно мы начинаем с улыбки, чтобы занятие прошло в хорошем настроении. Ведь от улыбки даже хмурый день становится светлей.
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие на солнечный остров. Но сначала сделаем разминку, чтобы быть в хорошей физической форме.
- Основная часть
1.Разминка:
· Суставная гимнастика:
· «Часики» 3р
· «Яблоко по тарелочке» 3р
· «Выгляни в окошко» 3р
· «Потянись влево, вправо» 2р
· Самомассаж:
Чтобы не зевать от скуки, сели и потерли руки.
А затем ладошкой в лоб – хлоп, хлоп, хлоп.
Щеки заскучали тоже? Мы и их похлопать можем.
Ну-ка, дружно, не зевать: 1,2,3,4,5.
Вот и шея. Ну-ка, живо переходим на загривок.
А теперь уже, гляди, добрались и до груди.
Постучим по ней на славу: сверху, снизу, слева, справа.
Постучим и тут, и там, и немного по бокам.
Не скучать и не лениться! Перешли на поясницу.
Чуть нагнулись, ровно дышим, хлопаем как можно ниже.
И погладим мы себя. Вот какая красота!
· Гимнастика для глаз:
1.«Радуга»
2.«Лодочка»
3.Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25-30 см, и на счет 1-4 приблизить его к кончику носа, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 3-4 раз.
- А на чем же мы с вами отправимся в путешествие? Конечно же на лодках. Представим, что наши коврики это лодочки, на которых мы и поплывем.
- Поза Лодка
-Но сначала подготовим нашу лодочку к плаванию. Поднимем одну ножку и вытяним руки вперед, спина прямая. Затем вторую ножку поднимем и руками потянемся вперед. А теперь поднимем обе ноги и руки вперед. Вот какие у нас красивые лодочки! Готовые к плаванию. Отправляемся в путь!
- Поза Гребца
- Сели в простую позу. Взяли в руки весла и поплыли. Наклоняемся вперед , вытягиваем руки и разводим в стороны, отклоняемся назад (имитация гребли на веслах) 3-4р.
-Вот мы и на острове.
- Солнечная поза
- Посмотрите как здесь красиво, как легко дышится. Над головой голубое небо, красивые облака и ласковое солнышко светит. Потянемся к солнышку руками. Солнечные лучики проникают в каждую клеточку нашего тела, дарят нам заряд силы и энергии. Наше тело становится сильным, стройным, гибким.
- Поза Дерева
- Ребята, посмотрите, какие здесь красивые деревья растут. Давайте изобразим с вами эти деревья. У них очень большие, сильные корни, которыми они крепко держатся и качаются.
Сильные ветви тянутся вверх к солнышку. А теперь поменяем ноги и покажем деревья, которые растут в самой чаще острова.
- Ходьба по массажным дорожкам (ребристая дорожка, дорожка следов, ходьба с перешагиванием через кубики).
- Смотрите, а вот и дорожка, которая сможет провести нас по острову. Пойдем, посмотрим, что там?
1. ходьба «по мостику» (ребристая дорожка);
2. ходьба по дорожке со следами зверей;
3. ходьба с перешагиванием через препятствия (перешагивание через кубики);
4. ходьба на внешней стороне стопы, руки сжаты в кулачок, опущены .
- А вот мы встретили первых обитателей острова, обезьян. Давайте походим с вами как обезьяны .
- Поза Герой
- Обезьянки нас совсем не боятся, они как герои. Станем и мы героями.
- Игра «Зеркало»
-Поиграем с обезьянками в игру «Зеркало», будем повторять за ними движения:
1.ударить правой рукой по левой ступне(и наоборот);
2.достать пальцами ног до лба;
3.руки в замок за спиной.
- Поза Звезда
- Обезьянки благодарят вас за игру и дарят нам в подарок морскую звезду.
- Поза Пальма
-Что растет на острове? Конечно же пальмы. Покажем какие это пальмы. И могучие, высокие и стройные. Такими же и мы с вами будем, если будем правильно выполнять упражнение.
- Поза Корзинка
- Какие плоды растут на пальме? Да, бананы. Нам пора подкрепиться, но с собой мы не взяли еду. Давайте сорвем бананы с пальмы. Только сначала подумаем, куда же мы их будем складывать? Какие у нас корзинки?
-Вот такие у нас корзиночки красивые!
- Упражнение в динамике «Сбор бананов»
Стоя тянуться поочередно руками вверх, имитируя сбор бананов.
- Поза Ролик
- Как много мы собрали вкусных фруктов! Устали? Давайте присядем, отдохнем и подкрепимся полезной едой.
- Поза Крокодила
- А вы знаете кого из хищников здесь можно встретить? Крокодила! Давайте ляжем на животик и полежим как крокодил, чтобы он нас не заметил.
- Положите руки одна на другую и опустите на руки голову. Дышим спокойно, медленно.
- Поза Гусеница в динамике
- Дети, как вы думаете, кто живет на острове еще из насекомых? Да, там живут гусеницы
-Поиграем с гусеницами наперегонки? Проползем в конец коврика и вернемся обратно.
А вы знаете, в кого превращается гусеница, когда подрастет?
- Поза Бабочка
- На острове так много цветов и бабочек! Давайте и мы с вами превратимся в прекрасных бабочек и полетаем над цветами.
- Поза Стрекоза
-А кто это летает еще вместе с бабочками? Конечно, это стрекозы.
Хотите полетать с ними? Тогда приготовимся к полету. Сначала одну ножку поднимем вверх, задержимся. Теперь другую. Отдохнем и поднимем вместе вверх руки и ноги, головой тянемся вверх.
- Заключительная часть.
1.Релаксация «Сон на берегу моря» под спокойную музыку.
- Ребята, вы молодцы! Вам понравилось на острове?
- А теперь ляжем все на спинку, вытянем ноги, руки ладошками вверх, закроем глаза. Спокойно отдохнем волшебным сном. Дышится легко, ровно, глубоко. Ручки отдыхают. Ножки отдыхают. Все тело отдыхает. Напряжение улетело. Представим, что мы лежим на теплом, мягком песочке, греет солнышко, ножки теплые, щечки теплые, вялые и нисколько не усталые. Напряжение улетело, все тело расслаблено. Мы спим и нам снится один и тот же сон . В этом сне мы видим море с прозрачной голубой водой, через толщу которой можно рассмотреть подводный мир необыкновенной красоты, водоросли и различные виды диковинных рыб, большую морскую черепаху и радостных, добродушных дельфинов.
Затем пауза, и на счёт: «Раз, два, три!» дети просыпаются.
-Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать.
Крепко кулачки сжимаем,
их повыше поднимаем.
Потянулись, улыбнулись
И проснулись!
- Медленно повернулись на правый бочок, колени прижали к себе и еще несколько секунд полежите на песочке. Так хорошо отдыхать, но нам пора возвращаться в детский сад. Медленно поднимаемся, садимся. А вернемся мы обратно в детский сад необычным способом. Мы превратимся в облака и полети
2.Дыхательная гимнастика «Пчелы»
-Закроем ладошками глаза, уши большим пальцем. Сделаем глубокий вдох, на выдохе с закрытым ртом произнесем: «з-з-з-з-з».
3. Игра «Облака»
Облака плывут куда-то, Словно сахарная вата,
Белые, кудрявые,В синем небе плавают.
У них толстые бока Только тают облака,
Постепенно исчезают, Тают, тают, тают..
Дети двигаются медленно под музыку,
совершая плавные взмахи руками,
меняют направление движения
Останавливаются, разводят руками,
показывают толстые бока.
Опускают руки,
Опускают голову, плечи.
Расслабляются.
4. Рефлексия. Игра «Полезные и вредные привычки».
-Вот мы и вернулись из путешествия. Чем мы с вами занимались? Что вам понравилось? Как вы думаете, путешествовать, вести здоровый образ жизни это полезные привычки? А давайте назовем еще полезные привычки, передавая мяч по кругу, каждый называет полезную привычку.
5.«Круг добра»
- По нашей традиции в конце занятия каждый по цепочке пожелает своему соседу что-нибудь доброе, светлое.
Сказка-йога «Терешечка» (старшая группа)
Задачи:
Образовательные:
- продолжать формировать правильную осанку и равномерное дыхание;
-закрепить умение детей чувствовать свое тело (во время выполнения упражнений хатха-йоги);
Развивающие:
- продолжать укреплять мышцы тела;
- сохранять и развивать гибкость и подвижность позвоночника и суставов;
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение со сверстниками;
- воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Оборудование: коврики на каждого ребенка, аудиозапись, презентацию к сказке «Терешечка»
Вводная часть. Слайд 1.
Инструктор. Послушайте начало и угадайте, из какой это сказки?
Худое житье было старику со старухою! Век они прожили, а детей не нажили; смолоду еще перебивались так-сяк; состарились оба, напиться подать некому, и тужат, и плачут. Вот сделали они колодочку, завернули ее в пеленочку, положили в люлечку, стали качать да прибаюкивать — и вместо колодочки стал рость в пеленочках сынок Терешечка, настоящая ягодка!
- Хотите отправиться в волшебное путешествие в эту сказку?
Дыхательная гимнастика «Удивимся»
Удивляться чему есть – В мире всех чудес не счесть! И.п. – стоя, опустить плечи, сделать свободный вдох. В.: 1- медленно поднять плечи, одновременно делая выдох; 2- И.п. Повторить 6 раз
Инструктор. Чтобы укрепить здоровье, сейчас выполним точечный массаж.
«Точечный массаж»
Крылья носа разотри – раз, два, три
И под носом себе утри – раз, два, три
Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять
Вытри пот теперь со лба – раз, два
Серьги на уши повесь, если есть.
Заколкой волосы скрепи – раз, два, три
Сзади пуговку найди и застегни
Бусы надо примерять, примеряй и надевай.
А сюда повесим брошку, разноцветную матрёшку.
А сюда браслетики, красивые манжетики.
Девочки и мальчики, приготовьте пальчики.
Вот как славно потрудились и красиво нарядились
Осталось ноги растереть и не будем мы болеть.
Разминка «Укачиваем малыша».
И.п.: сядьте на пол, поднимите правую ногу и осторожно согните колено.
В.: Обнимите колено и голень обеими руками и нежно качайте вашего малыша из стороны в сторону. Большим пальцем достаем до подбородка, носа, уха, лба и пробуем закинуть ногу за голову (затем тоже выполняется пяткой). 5-8 мин. Следите за осанкой.
Выполнять упражнение в среднем темпе.
Упражнение выполняется поочередно правой и левой ногой.
Упражнение хорошо растягивает мышцы ягодиц и бедер.
Разминка (использовать тихую музыку с шумом воды)
Стоя, расслабить мышцы шеи, медленно вращать головой в одну и другую сторону. По 10 раз в каждую. Если голова закружилась, то нужно медленно повернуть её вправо, затем влево, прямо и закончить упражнение.
Стоя, руки перед грудью сцеплены в замок, локти опущены. С напряжением вытянуть сцепленные руки вправо, влево, вверх, каждый раз возвращаясь в исходное положение. (И.п. – руки перед грудью).
Присесть, сгруппироваться, обхватив руками лодыжки. Голову прижать к коленям. Выполнять перекаты вперёд-назад по позвоночнику до шеи и обратно, как кресло-качалка. 5-10 раз в умеренном темпе.
Основная часть. (дети удобно сели на коврики)
Инструктор. Продолжаем нашу сказку «Терешечка».
- Мальчик рос-подрастал, в разум приходил. Отец ему сделал челночок. Терешечка поехал рыбу ловить; а мать ему и молочко и творожок стала носить. Придет, бывало, на берег и зовет:
Поза палки
Поза лодки
Поза рыбы
- Терешечка, мой сыночек! Плыви, плыви к бережочку; я, мать, пришла, молока принесла.
- Терешечка далеко услышит ее голосок, подъедет к бережку, высыпет рыбку, напьется-наестся и опять поедет ловить.
Поза рыбы (2-й вариант)
Один раз мать говорила ему:
- Сыночек, милочка! Будь осторожен, тебя караулит ведьма Чувилиха; не попадись ей в когти.
Поза собаки мордой вниз
Сказала и пошла. А Чувилиха пришла к бережку и зовет страшным голосом:
- Терешечка, мой сыночек! Плыви, плыви к бережочку; я, мать, пришла, молока принесла.
А Терешечка распознал и говорит:
- Дальше, дальше, мой челночок! Это не родимой матушки голосок, а злой ведьмы Чувилихи.
Чувилиха услышала, побежала, доку сыскала и добыла себе голосок, как у Терешечкиной матери.
Поза рыбы (матсиасана)
Пришла мать, стала звать сына тоненьким голоском:
- Терешечка, мой сыночек, плыви, плыви к бережочку. Терешечка услышал и говорит:
- Ближе, ближе, мой челночок! Это родимой матушки голосок.
Мать его накормила, напоила и опять за рыбкой пустила.
Поза лодки (2-ой вариант)
Пришла ведьма Чувилиха, запела выученным голоском, точь-в-точь родимая матушка. Терешечка обознался, подъехал; она его схватила да в куль, и помчала.
Поза цапли
- Примчала в избушку на курьих ножках, велела дочери его сжарить; а сама, поднявши лытки, пошла опять на раздобытки.
Терешечка был мужичок не дурачок, в обиду девке не дался, вместо себя посадил ее жариться в печь, а сам взобрался на высокий дуб.
Поза дерева
- Прибежала Чувилиха, вскочила в избу, напилась-наелась, вышла на двор, катается-валяется и приговаривает:
- Покатаюсь я, поваляюсь я, Терешечкиного мяса наевшись! А он отвечает:
- Покатайся, поваляйся, ведьма, своей дочери мяса наевшись! Испугалась она, глянула и увидела его на высоком дубу. Вскочила, бросилась к кузнецу:
- Кузнец, кузнец! Скуй мне топорок. Сковал кузнец топорок и говорит:
- Не руби же ты острием, а руби обухом.
Послушалась, стучала-стучала, рубила-рубила, ничего не сделала. Припала к дереву, впилась в него зубами, дерево затрещало.
Поза «Кривое дерево»
По небу летят гуси-лебеди; Терешечка видит беду, видит гусей-лебедей, взмолился им, стал их упрашивать:
- Гуси-лебеди, возьмите меня, посадите меня на крылышки, донесите меня к отцу, к матери; там вас накормят-напоят. А гуси-лебеди отвечают:
- Ка-га! — отвечают гуси. — За нами летит защипанный гусенёк, он тебя возьмет, донесет.
Поза гуси
- По счастью, летит защипанный гусенёк, крылышками махает, а Терешечка-то его просит, ублажает:
- Гусь-лебедь ты мой, возьми меня, посади меня на крылышки, донеси меня к отцу, к матери; там тебя накормят-напоят и чистой водицей обмоют.
Сжалился защипанный гусенёк, подставил Терешечке крылышки, встрепенулся и полетел вместе с ним.
Подлетели к окошечку родимого батюшки, сели на травке.
Пальчиковая игра «Печем блины»
Мама нам печёт блины,(Попеременно касаться поверхности стола тыльной стороной кисти руки и ладонью)
Очень вкусные они. Встали мы сегодня рано. И едим их со сметаной.
- А старушка напекла блинов, созвала гостей, поминает Терешечку и говорит:
- Это тебе, гостёк, это тебе, старичок, а это мне блинок! А Терешечка под окном отзывается:
- А мне?
- Погляди-ка, старичок, кто там просит блинок?
Старик вышел, увидел Терешечку, обхватил его, привел к матери - пошло обниманье! А защипанного гусенка откормили, отпоили, на волю пустили, и стал он с тех пор широко крыльями махать, впереди всех летать да Терешечку вспоминать.
Игровая дыхательная гимнастика
И.п.: встать, ноги слегка расставить
В.: делать глубокий вдох через нос, обнять себя руками, выдох – опустить руки.
Заключительная часть
Упражнение на развитие мимики
Мы радуемся солнышку (радость)
Улыбаемся ему (веселье)
Вдруг набежала тучка (грусть)
Пошел дождик (рассердились)
Грянул первый весенний гром (испуг)
Тучка убежала (радость)
Давайте встанем в круг и все вместе скажем:
Все : Полна горница гостей!
Стало в горнице светлей!
Приходите к нам на пир!
Приглашаем целый мир!
Веселись душа играй!
Вовсе зла не поминай!
Приходите кто с добром! Мы всегда вас в гости ждем! (поклон)